Главная » Культурная жизнь

Смоленск: Камни тоже чувствуют боль….

19 января 2012 Нет комментариев

«Когда остаешься один, твое сердце превращается в камень» - таков лейтмотив психологического триллера Вячеслава Каминского «Камень», который вышел в российский прокат 19 января. Скажу честно: шла в кино со скептическим настроем, и природа подобного настроения вполне объяснима – в России триллеры, уж тем более, психологические, снимать не умеют. В лучшем случае получается очередной «недосаспенс» «Змеиный источник», или полудетективное изделие, основанное на кальках к психиатрическому руководству, -  «Тот, кто гасит свет».  Пустые, надуманные поделки, целлулоидный суррогат настоящей человеческой жизни, но ни в коем случае не та острая социальная драма, что щекочет нервы,  и невольно заставляет задуматься. Сергей Светлаков в главной роли - еще один повод поморщиться - его медийная физиономия «маргинала-обалдуя» (да еще с «нетрадиционной сексуальной ориентацией»!) примелькалась до тошноты. Но… Несмотря на стандартный американизированный формат кассового мейнстрима и никого не удивляющее отсутствие у Светлакова актерского дарования,  «Камень» попадает в цель, и, образно говоря,  по безмятежно спокойной глади «воды» коллективного сознания зрителей начинают расходиться концентрические круги смысла! И дело не в жестком, блестяще структурированном сценарии, выжатом из романа Юрия Бригадира «Не жить». Дело в другом. Да, фабульная канва экзистенциальной драмы охватывает набившие оскомину  проблемы  «богатеньких и знаменитеньких», но все же ,согласитесь, тема киднеппинга для отечественного кино – что-то новенькое! Однако  тематическая свежесть дебюта Каминского в большом кино заключается отнюдь не в похищении ребенка олигарха (Николай Козак) и вовлечении богача в смертельную игру, которая в финале делает его человеком и пробуждает в остывшем сердце чувство любви к  сыну, ради спасения которого он решается на последний, отчаянный, очищающий душу шаг. Впервые мейнстрим заговорил о произволе, творимом в детских домах. О том чудовищном садо-мазо, ломающем неустойчивую и неокрепшую психику «червяков-недочеловеков», человеческого мусора, всей этой «нежити», чье появление на свет, по мнению работников социальных учреждений, «было ужасной ошибкой». «Камень», дающий урок «не жизни», как раз о том, как теплый и податливый хлеб детских душ засыхает и обращается в пустышку-щебень в холодных и равнодушных руках тех, чья святая обязанность эти души отогреть,  превратить «личинок» в людей. По крайней мере, вылечить от одиночества и неизбежного для детдомовца синдрома стаи.  Инфернальная садистка Кира Ильинична (Елена Коренева), доживающий свой век «педобраз» - блестящий образ! Коренева изысканно… омерзительна, сотканный ею аффективный рисунок роли невероятно схож с работами актрис в фильмах Киры Муратовой. Она напоминает засушенного ядовитого паука, который уже не способен причинить зло и не боится мести своих воспитанников, потому что знает, что по статистке социальные сироты долго не живут. О прошлом монстра напоминают лишь несколько планов, где Кира с ожесточением режет дыню. С такой же ненавистью она могла бы порубить в капусту бессмысленных, безымянных «личинок». Да вот беда– одна из них обретает имя и… маниакальную цель существования: избавиться от прошлого, отомстить всему миру за свою изломанную, растоптанную жизнь, отраженную в пустых, мертвых глазах  «стального» героя Светлакова. Сыграть свою последнюю игру, решив, что наконец-то пришло время собирать разбросанные камни, и  навсегда распрощаться с собой – одиноким мальчиком, брошенным на автобусной остановке.   Он живет, пока больно. Заканчивается боль, а вместе с ней и жизнь. А на камнях ничего не растет…  Человек не должен быть одинок.  Иначе ему незачем жить.    

Анастасия Петракова, Рабочий путь


Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.