Главная » Культурная жизнь

Фестиваль «Золотой Феникс – 2010». День первый: «Дом Солнца»

11 сентября 2010 Нет комментариев

Смоленск, кинотеатр "Современник", 11 сентября, первый день фестиваля "Золотой Феникс". Конкурсный показ. Фильм Гарика Сукачёва "ДОМ СОЛНЦА".Смотрел этот яркий фильм со сложным чувством, составным. После сеанса вставать и аплодировать режиссёру, Гарику Сукачёву, не хотелось. Попробовал разобраться в своих чувствах, почему.Во-первых, сценарий – это Иван Охлобыстин. Скользкий, противоречивый тип из породы не то тех, у кого пальто украли, не то тех, кто сам пальто украл. То он – батюшка в реальной жизни, то он – какой-то мудак в кино и около. Охлобыстин – это всегда скандал и сомнительная известность. Вот что важно: дорогие зрители, не верьте деталям фильма! Охлобыстин слишком молод, чтобы хорошо знать быт 1973 или 74 года, когда якобы происходит действие фильма. Не знает их и рабоче-крестьянского происхождения Сукачёв, поскольку мир хиппи идейно был явно далёк от него (напомню, его первый проект – «оркестр пролетарского джаза»). Так что фильм – это красивая выдумка, баллада, фантазия на тему. Притча.Второй вопрос, который меня занимал: зачем Сукачёв снял этот фильм. Косвенно на него ответил сам Игорь Петрович в последовавшей после показа пресс-конференции: «У искусства не морали, искусство как птичка: на летит потому что летит». И повторил ещё раз: «У искусства нет морали» – в ответ на вопрос «какова мораль фильма?»Для какой аудитории снят фильм? В первую очередь, для молодёжной. Потому что авторы видят мир глазами молодых. Думаю, на всех смолян произвела впечатление выказанная Сукачёву благодарность зрителя, который признался, что ему 50. Убеждён, что и он смотрел этот фильм молодыми глазами – вспоминая свою собственную жизнь. Что же нынешняя молодёжь увидит в этой истории и в истории своей страны в частности?Молодежь семидесятых свою социалистическую родину любила? Нет, не любила. Та её в ответ конями давила, милицией и КГБ преследовала? Преследовала. Люди в СССР двуличные? Ох, какие двуличные! Взяточники? Ещё как! Взятки в кадре даёт сам Андрей Макаревич – чтобы выступить в «ДК водоканала». Жестокие были люди к своим детям? Ещё бы!!. Мне очень точно подсказала жена: смотри, в этом фильме ни одного нормального взрослого! И это правда.Однако вот я после кино прихожу домой. Готовит ужин мой отец. Ему 70. Он с КГБ никаких дел не имел, стиляг не преследовал, но и не являлся одним из них, был честным комсомольцем (как и героиня фильма, между прочим) гордился своей страной, - подвигом Гагарина и победой в Великую Отечественную. В юности и в зрелые годы занимался спортом. Выпивал всегда в меру, наркотиков отродясь не пробовал, из страны уехать не мечтал – наоборот: после института три года отработал по распределению на оборонных предприятиях. Был рад, что помогает укреплению обороноспособности Советского Союза. Вырастил двух сыновей для страны, всегда интересовался, как идут мои дела, разделял все мои увлечения вплоть до того, что приносил домой записи Манфреда Мэнна – брал у сослуживцев, сейчас обожает «Слейд»... Да, и самое главное: взяток давать не умеет, считает это зазорным, постыдным, и никогда этим не занимался. Как мне с этим быть? Счесть существование моего собственного отца ошибкой, а всё показанное в фильме – суровой правдой жизни, истинным положением вещей? Так вы ещё с моей мамой не знакомы, и с бабушкой, они тоже были другими… Может, мир в таком кино слишком жесток и утрирован? Тогда зачем такие безнадёжные фильмы? Ещё неизвестно, какая система более жестокая к молодёжи – нынешняя, или та, советская. Справедливости ради нужно отметить и то, что пограничники били и бьют не только хиппи, но и кришнаитов, растафари, рэпперов, панков, очкариков, влюблённых… словом, всех. До сих пор. Таков их пограничный уклад сознания.Мне очень захотелось спросить у Сукачёва, а что изменилось бы в фильме и в мире, если бы главный герой не умер вдруг? Если бы у него не было этой немотивированной, врождённой, беспричинной болезни?? В финальных титрах предпринята очень неуклюжая попытка проследить дальнейший ход истории, но не веришь ничему (например, не мог настоящий «системный» хиппи пойти в армию, да ещё воевать в Афганистане – он бы «косил» всеми немыслимыми способами, тем более, что тогда уклонение давалось легко, потому что не было столь массовым, как сейчас).Солнце – какой-то удивительный призрак, нетипичный («он один такой»), который непонятно зачем пришёл на грешную землю, то проявляется, то исчезает, сам грешит (он украл ботинки, не забыли?), строит какие-то невероятные дома, чтобы сжечь их, и сводит с ума отца, чтобы потом согласиться и пойти на операцию. К чему эта история? Чему она учит? Уж не ангел ли он? В чём идея этой притчи? Может, кто-то из читателей сайта подскажет?И напоследок – ещё одна цитата Сукачёва из разговора со смоленскими зрителями. «Это – коммерческий фильм, который сделан большой командой продюсеров. Это – первый их восточноевропейский проект, именно «Дом Солнца», и они финансировали эту картину для больших экранов. Она снята на широкий формат для широкой публики…» Так что когда вы видите на экране нелюдей-милиционеров и Ленина в самых неожиданных и нелепых местах, знайте, что над этим трудилась «большая команда продюсеров»…

Сергей ЛЮБИМОВ, Смоленская газета


Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.