Медиа-арт проект «Гагарин»: видеопоэзия для первого космонавта
21 марта, в международный день поэзии, в книжной лавке «Бумажный Солдат» состоялся творческий вечер в рамках медиа-арт проекта
Инициатором проекта выступила смоленская областная газета «Рабочий путь»
при поддержке Администрации Смоленской области, Администрации города Гагарина, Областной организации Союза художников России, Областной организации фотохудожников России и галереи «40 квадратов».
Некая символичность присутствует в выборе места действа – любители кино наверняка вспомнят известный фильм Алексея Германа-младшего под названием «Бумажный Солдат», сюжет которого вертится как раз вокруг подготовки первых советских космонавтов. Одним из них и является наш земляк Юрий Гагарин, человек, проложивший дорогу в космос.
Фантазия участников, желающих выразить свой взгляд на тему освоения космических просторов, ни в чём не ограничивалась – будь то видео-арт, фото, паблик-арт, стрит-арт, перформанс, инсталляция, мэйл-арт, визуальная поэзия, компьютерная графика, да всё, что угодно! На призыв организаторов откликнулось порядка ста художников и поэтов из разных стран — Греции, Канады, США, Франции, Нидерландов, Японии… На данный момент приём работ окончен, а творческий вечер в «Бумажном солдате» является своеобразным стартом для демонстрации итогов
Видеопоэзия – совсем молодой жанр искусства, зародившийся в 80-х годах прошлого века и активно развивающийся последние несколько лет, представляет собой, как нетрудно догадаться, симбиоз визуального ряда, поэзии и музыки. Никаких чётких рамок нет – жанр сугубо экспериментальный и концептуальный, каждый автор волен интепретировать его по своему. Видео-визуальная поэзия, поэтроника, поэтическое видео, медийная поэзия, цифровая поэзия – названий много, суть одна.
В рамках проекта «Гагарин» в «Бумажном солдате» было продемонстрировано порядка 15 видеопоэтических работ разных авторов, объединённых космической тематикой. Роль ведущего на себя взял Эдуард Кулёмин, известный смоленский художник и поэт, человек, давно не нуждающийся в представлении, и по совместительству куратор медиа-арт-проекта «Гагарин».
«Нашему современнику свойственно клиповое мышление – когда восприятие информации происходит через поток изображений, — говорит Эдуард Кулёмин, рассказывая о перспективах поэтроники, — Отсюда и феномен визуальной и видеопоэзии. Сейчас эти направления очень популярны. Проводится масса различных фестивалей и выставок. При этом видеопоэзия еще и чрезвычайно мобильный вид искусства – продукт можно переслать по Интернету, и он уже транслируется в любой точке земного шара. При этом задействованы и текст, и авторские интонации, и музыка, и дополнительные визуальные элементы. Двигатель поэзии наращивает обороты, усиливая потоки чувственных единиц. Перспективы не измеримы – это настоящее поле для экспериментов.»
Открыли вечер видеопоэмы арт-деятелей Веттерка и Прелестинки, ныне проживающих в Сингапуре поэтов из поколения хиппи. Найти достоверную информацию о дуэте сложно, зато из их
Для проекта «Гагарин» арт-деятели предоставили две работы.
Во второй видеопоэме меньше пафоса и больше иронии, а стилистически её можно отнести к условному жанру kids-punk.
«Голос, логос, глагол, – глоссолалило в зыбке дитя
и взмывало над миром, врождённые вихри крутя» — так начинается стихотворение украинского поэтаИгоря Сида
Поэт из Ярцево Андрей Чайкин окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана и работал в металлодобывающей отрасли, поэтому в его видеопоэме
Если предыдущие авторы в основном использовали для своих работ документальную хронику, то молодые режиссёры Фёдор Кудряшов и Наталья Алфутова пошли по другому пути, представив сюжетные короткие художественные фильмы.
Выпускник ВГИКа Фёдор Кудряшов уже три года снимает мини фильмы, создав вместе со своими друзьями студию «Кружок, Квадрат и Треугольник». Для проекта «Гагарин» он выбрал фантасмагорическое стихотворение
Молодой режиссёр Наталья Алфутова сняла почти полноценный короткометражный фильм под названием
Минский художник, музыкант и нонконоформист Василий Почицкий, уже более 20 лет гордо носящий прозвище Вася Гагарин, почти всё свое искусство так или иначе посвящает покорителям космических просторов. Вместе со своей группой «Перебор» он исполнил и записал песню «Ракета», для которой и подобрал остроумный видеоряд.
Текст-группа
Большинство представленных работ условно можно отнести к классическому направлению поэтроники — с той оговоркой, что учитывая молодость жанра никакого классического направления нет, но с точки зрения зрителя они выглядят более привычно, напоминая традиционные клипы. Особняком стоит
О технической стороне видеопоэмы рассказывает VJ Leksha: «Кулёмин дал мне свои работы сделанные в Coral, я их анимировал и замиксовал в реальном времени в виджейском стиле. Музыку для видеоработы взял из своих экспериментальных архивов, в то время мы с Kabana много музыки записывали лайвом, это когда музыка сочиняется и записывается в реальном времени, и в первой половине работы играет такой кусочек лайва, а во второй половине работы тот же кусочек только задом наперед»
«В лингвистике коммутация – это метод исследования, опирающийся на то, что при изменении в одном плане языка происходят изменения в другом его плане, — говорит Кулёмин, — в нашем случае наблюдается целый ряд изменений: трансформация текстуального ряда в визуальные, смещение смысловых пластов, изменение сознания под воздействием увиденного и прочитанного и т.п. В основе лежит идея смятия текста при помощи графических программ. Leksha доводит идею трансформации текста до критического состояния — своего рода мыследробильные жернова из работы «Мну ум» перемалывают его в мелькающие штрихи и точки. Таким образом изначально структурированный текст превращается в словесно-буквенный мусор, измельчается в отработанную массу, которая, возможно, является питательной средой – комбикормом — для мозга современного художника. Эпиграфом к поэме вполне могли бы служить строки Ахматовой: «Когда б вы знали из какого сора рождаются стихи, не ведая стыда…».
Фотографии Натальи Ольховатой.
Иллюстрация к статье:
Оставить комментарий или два