Главная » Культурная жизнь

«Рисую Ким Бессинджер и понимаю – кубизм какой-то…»

11 сентября 2012 Нет комментариев

Уже 23 года Оксана Свистун пишет плакаты для кинотеатра «Октябрь». За это время она перерисовала тысячи афиш, но уходить из профессии не собирается. «Я последний из могикан в Смоленске, но это моё. Отсюда меня только вынесут, сама не уйду», – отшучивается художница.В кинотеатре мы застали Оксану Анатольевну за работой. Она как раз заканчивала плакат к фильму «Неудержимые-2». Мастерская маленькая, тёмная. Немолодая художница в очках склонилась над деревянным щитом и тщательно обводила чёрной краской буквы. – Надо, чтобы поярче было, чтобы издалека можно было прочесть, – объясняет она. – Напечатанный плакат, который нам прислали, не очень хороший. Да и название так себе – длинное уж очень. Разве что актёров подобрали: Сталлоне, Шварценеггер, Стетхем, Лундгрен. Я вот всё удивляюсь: как это они все вместе собрались? Они же не любят друг друга!– А к каким фильмам любите афиши рисовать? – Экшены, блокбастеры, мультики, – не задумываясь, отвечает она. – Там можно работать яркими красками. Есть простор для фантазии. Что хочешь, то и делай. А мелодрамы и комедии – это так, ни о чём. Рекламные щиты Оксана Свистун рисует уже почти 23 года каждый день, кроме выходных, с десяти утра до шести вечера. В 26 лет она, архитектор по образованию и портретист по призванию, уволилась из проектной организации и взяла в руки кисть, чтобы «писать рекламу». – Работа архитектора меня особо не интересовала, хотелось заниматься творчеством, – признаётся Оксана Анатольевна. – После Харьковского института хотели по распределению отправить в Казахстан. Как говорят, на свете есть три дыры, и одна из них – Мары. Это небольшой военный городок. Но я наотрез отказалась. Мне рассказали, что там девушек воруют. А я тогда молоденькая была, 21 год всего. Потом в поисках работы помоталась по Союзу. Но в конце концов в 1985-м вернулась в Смоленск. Устроилась в НИИ «Днепродор», где проработала пять лет архитектором. Потом надоело. Задания давали какие-то бестолковые: крючочки, балки рисовать. Я и подумала: зачем мне всё это надо? Уволилась. Писать рекламу Мастерская художницы от потолка до пола завешена плакатами – своими и чужими. Говорит, выкинуть жалко – это же история. Некоторые из них когда-то даже вывозили за рубеж, выставляли на кинофестивалях. А теперь они, никому не нужные и забытые, как и фильмы, которые они рекламировали, пылятся по углам. – До меня здесь восемь художников работали, но надол¬го задержался только один. А так всё студентики после институтов приходили, – рассказывает Оксана Свистун. – По-быстрому что-нибудь наляпают и убегают. А по-быстрому – нельзя. С деревянного щита сначала нужно смыть предыдущий слой. Жёсткая экономия заставляет использовать один и тот же щит много-много раз. Некоторым уже больше двадцати лет. Новых – всего три. Затем поверхность нужно загрунтовать и дать просохнуть. И только потом – «писать рекламу».– Раньше на написание одной афиши уходила пара суток, – вспоминает Оксана Анатольевна. – Бывало, и ночевала здесь. Со временем пришёл опыт. Личный рекорд у меня – 15 минут. Как сейчас помню, прибегает ко мне подруга в мастерскую и чуть не плача говорит: «Выручай, у меня через 15 минут роспись, свидетельницы нет. Не распишут!» А я даже не начинала работу. Беру кисти в две руки и говорю: подожди меня на улице. Пятнадцать минут, бац-бац – и готово. Фильм не помню, какой был, комедия вроде бы.Лица с афишС технологической точки зрения производство советской рекламы больше походило на поговорку «слепи из ничего конфетку». Плакатную гуашь доставали с боем. А её ещё нужно было смешать с костным клеем, чтобы краски под дождём и снегом не растеклись. – А он воню-ю-чий... Весь театр был в амброзии, – смеётся Оксана Анатольевна. – Бывало, наварю, после того как вечерний сеанс закончится. За ночь выветривалось. Дефицит красок нередко приводил к курьёзам. Особенно когда нужно было лица на афишах рисовать, точнее, срисовывать с присылаемых открыток. «Рисую Ким Бессинджер и понимаю – кубизм какой-то. Одну, вторую краску смешала – вроде на человека стала похожа». Таких историй у художницы немало. Вспоминает она с удовольствием. Особенно то, как когда-то её «Октябрь» собирал аншлаги на громкие кинопремьеры. А их за 23 года было немало. Когда показывали «Калигулу», очередь в кассу выстраивалась аж до трамвайной остановки. Крутили неделю, и каждый день зал битком набивался. Здесь же впервые в Смоленске показывали фильмы, ставшие легендами совет¬ского кинематографа: «Берегись автомобиля», «Поднятая целина», «Стряпуха», «Неуловимые мстители», «Война и мир», «Анна Каренина»… В нулевые всё изменилось. – Раньше у нас было право первого показа, – с грустью в голосе говорит Оксана Свистун. – Но это раньше. Всё меняется. Но я всё равно не уйду отсюда. Я прекрасно понимаю, что я последний из могикан в Смоленске. Больше в нашем городе, да и в стране, наверное, рекламу никто не пишет. Зарплата мизерная. Но это моё, понимаете? У меня здесь сын вырос, пока я афиши рисовала. И меня отсюда если только вынесут. Сама ни за что не уйду!

Марина СЕРГУЧЕНКОВА, Смоленская газета


Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Следите за нами в Twitter