Главная » Культурная жизнь

Патологии любви в смоленской драме

15 февраля 2012 Нет комментариев

Что наша жизнь? Трагифарс. Тюрьма, в которой томятся задыхающиеся   мотыльки, воплощения человеческих душ, бездумно и радостно слетевшихся на зеленый огонек жизни. Их трепетный полет завершился в пропитанной миазмами скучного до тошноты провинциального быта морилки, сквозь мутное стекло которой невозможно разгадать свою судьбу, насладиться бунтарской красотой скалистой Ирландии… Манящий беспечных бабочек источник жизненного света на деле оказался мутным мерцанием фосфоресцирующей болотной гнилушки – эманации затухающей духовной энергии несчастной старухи Мэг Фолан, которую блестяще сыграла заслуженная артистка России Галина Круть в интеллектуальной трагикомедии по пьесе Мартина МакДонаха «Королева красоты» (режиссер Олег Кузьмищев), пополнившей репертуар Смоленского драмтеатра.  Олег Кузьмищев признался, что изначально задумывал назвать постановку, одна из главных сюжетных линий которой раскрывает  патологически непростые взаимоотношения «отцов и детей», трагично, по-шекспировски -  «Королева Лир».  Но, по всей видимости, не захотел раскрывать карты, предоставив возможность зрителю самому прочесть и понять иероглифы смысла, начерченные им (и художником-постановщиком Николаем Агафоновым) на ткани  спектакля, душную атмосферу которого оттеняет изысканная стилизация под ирландский фолк.     Фабула «Королевы красоты» закручена вокруг семейной трагедии – дочь Морин (Инна Флегантова) истязает больную мать, а та, брошенная детьми, упорхнувшими из гнезда и забывшими даже дату рождения своей матери, отыгрывается на сорокалетней дочери, запутавшейся в цепких силках одиночества и тоски надвигающегося безумия.  В ход идет кипящее масло, кочерга, бесконечные угрозы. Кажется, что слепая ненависть и плохо скрываемая ярость пронизывает каждый сантиметр сценического пространства, разделенного грязным стеклом, пленившим мечтающих о любви мотыльков. Как же хочется Морин, провинциальной королеве красоты, изнывающей от любви к покинувшего ее Пато Ду Ли (Андрей Курганов), улететь из этой готической  морилки на обочине жизни, затерявшейся в живописных скалах Ирландии… Когда-то она взмахнула своими слабенькими крылышками и унеслась в сгубивший ее и такой безжалостный  к чужеземцам Лондон. И обожглась. Сломалась… Ее «сегодня» - чудовище-мать, которой Морин искренне желает смерти.   Так что же удерживает дочь, плененную старой каргой, в этом шутовском балагане, ключом к разгадке внешней бессмысленности бурлящих в нем страстей  служит «раздвоение личности» героев двуликого Курганова, двух  братьев, старшего и младшего,  по сути,  воплощения разочарования жизнью одного и того же человека?Любовь. Истинная любовь, и ничего больше. Ты понимаешь это в финальной, кульминационной сцене спектакля, когда Морин, наконец-то похоронившая ненавистную старуху, корчится на полу от невыносимой боли утраты под невесомую, беспечную мелодию, донесшуюся издалека на FM-волнах – привет от дочерей умершей «Лир»… Она свободна, но ей некуда больше бежать из тупика. Теперь она – Мэг. Ее голос меняется, звучит в обрушившейся тишине тихо, хрипло и страшно. Так, как звучал голос ее матери – трагическим речитативом Галины Круть, раздирающим сердце……Балаган жизни тонет в заботливой тьме, в которой вспыхивают зловещим зеленым светом унесшиеся в небытие  мотыльковые души. Финита ля комедия!

Анастасия Петракова, Рабочий путь


Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.