Главная » Культурная жизнь

Настроение мое — медленный туман. Художник Denis Mati о творчестве, демонах, смирении

23 декабря 2011 Нет комментариев

С каждым днем начинаю все больше ценить информационную значимость «Контакта». Вот так просто, блуждая по страницам пользователей, можно наткнуться на героя твоего будущего интервью.
Его зовут Денис Матиешайтис (в контакте Denis Mati). Ему 24 года, и он художник.

Свой интерес к его творчеству охарактеризую простым человеческим «зацепило».
Денис пишет о себе и, в сущности, для себя, при этом, доброй души художник, раздает свои работы всем, кто попросит, приговаривая: «Я еще нарисую».

Мы довольно скоро договорились о встрече.
Встретил меня высокий парень с длинными дредами, спокойный и сосредоточенный. Во взгляде не было ничего сумасшедшего и резкого. Такие глаза могут принадлежать человеку, который обращен в себя. Это взгляд созерцателя души.

О себе
Я раньше пытался делать то, что понравится всем, а потом понял, что обманываю сам себя, и начал делать то, чем живу. Люблю уличный стиль. То, что выходит сейчас — это чаще ухваченные ритмы и образы с улиц. Особенно ценю питерские кварталы. Там четко ощущается эта атмосфера.
портрет друга

автопортрет
Есть любимая тема — ночь. Мое любимое состояние. Нравится гулять одному по ночам, подмечать интересные сюжеты. У меня есть желание сделать что-то классическое про ночь.
Настроение мое — медленный туман

Я очень много рисовал масок. Это можно обозвать «плохими сущностями». Потом перешел на изображение грехов.


Когда всю эту «чернь» рисовал, оно ударило по здоровью. Я просто лежал. И из больниц не вылезал года три, теперь восстановился и стал переключаться.
Вообще, мне это свойственно. Я постоянно ищу что-то новое для самовыражения.

Думаю, ты просто формируешь свою особую манеру. У творчества твоего есть цель, или это пока только самовыражение?
Я проецирую то, что меня окружает. Писать цветы не то, что уже нужно. По большей части это я и мои чувства.

Пролетающие персонажи со смазанными силуэтами и лицами, как на плёнке, записываются у меня внутри. Всё это вливается под чувства, мысли, и, конечно, музыку во время прогулок.
создано в цифре

Сталкиваюсь с проблемой, что когда у меня все хорошо, не могу ничего делать, поэтому я убегаю из привычного, ищу новые места или просто в ночной город, могу пойти гулять один в дождь и снег, для новых эмоций.

Как считаешь, искусство для народа?
Да. Неправильно, когда ты скрываешься и делаешь для себя. Я много работ раздарил.

Что думаешь о современном искусстве? Мне кажется, мы приближаемся к универсальному искусству, о котором так много говорили философы романтизма.
Сейчас очень востребована инсталляция — соединение графики, музыки и видео-сопровождения.
Настолько большой поток информации, что образ не укладывается в голове. Сейчас ты рисуешь просто картинку, и она никому не нужна. Нужно сочетать все сразу для полноты выражения.

Как ты работаешь?
Процесс рисования — очень интимный процесс. Я должен находиться только один. Однажды рисовал портрет друга. У меня не получалось, мешало его присутствие. В итоге, перерисовывал три раза.
Самое важное в процессе, это оставить каплю незавершенности в каждой работе, показать движение, фактуру материала и передать часть того, что запечатлевается моей зрительной памятью и обыгранной фантазией. Меня уже давно мало интересует реалистичность изображаемого, идет постоянная борьба графики и живой фактурности, случайности с долей экспрессии, но иногда это сложно обуздать, и приходится исправлять результат. Чаще работа ведется с чистого листа без эскизов.

Мне нравится свобода стилей. Раньше пробовал рисовать в цифре, но я от этого отошел, потому что не чувствовал связи с работой до конца. Не потому, что невозможно в компьютер вложить душу. Сам процесс очень важен, даже запах красок.

Если у меня есть идея, я могу не спать ночью, вскакиваю и сажусь. Мастерская — спальня. Холст и краски всегда рядом. Это даже одержимость.

Я когда заходил в музей Тенишевой, подлавливал момент, когда бабушки не видят, и трогал картины, прикасался, чтобы прочувствовать.

Мы приходим в его комнату-мастерскую. Впечатление, что специально к моему приходу навели чистоту. Жаль, люблю творческие беспорядки. Личность обладателя сей кибитки, как он сам выразился, запечатлена буквально на всех стенах. Две: закрашены на половину черной краской, где из широких мазков прорывается фонтан щупалец. Две другие — демонстрируют работы ее обитателя.

О творчестве других

Я подробно изучил творчество многих живописцев. И я понял их. Все они говорили про Бога и для Бога. По-особенному это чувствуешь у импрессионистов.

И как они говорили про Бога?
Речь идет о конфликте материального и духовного.
Например: Эдгар Дега изображал творчеством свой внутренний конфликт. Перед смертью он просил прощения у Господа. Он был раскаян и просветлен. Глубже всего писал об этом Рембрант. Вангог как-то сказал: «Чтобы писать как Рембрант, нужно умереть несколько раз».

Религиозная тема. В твоем творчестве ее не видно или, может быть, она есть в подтекстах?
Ее нет. Она была в переходе от «чернухи».

Чернухой и демонами Денис называет образы с которых начинал. Вдохновленный Silent Hill и Ждиславом Бексински, рождал на свет изувеченных, уродливых «нечто».

У меня был период, я хотел писать иконы, но мои демоны меня держат, я борюсь их…
Есть художник Иероним Босх, он писал все грехи средневекового общества, они отражают и нашу действительность. Хочу очень посмотреть на него.

А какой грех самый страшный?
Они все страшные.

А почему тогда гордыню ставят выше?
Она закрывает глаза.

Оправдывает остальные прегрешения.
Я больше видел плохого, чем хорошего… Очень плохого. Я был ужасным человеком, а потом понял, что должен мирится и радоваться и плохому, и хорошему в жизни.

Это высшая форма смирения.
Да. Я к этому иду.

И все-таки современный человек одинок. Я почти не встречаю работ, которые внушали бы беззаботную улыбку и радость. Отчуждение сейчас много популярней любовных сюжетов. Видимо, оно острее в нашем сознании и почему-то сокровенней.

Работы Дениса сквозят кинематографичным одиночеством. Буквально сквозят. Все статично, только развивающиеся от ветра волосы. Или сам ветер в широком штрихе. Сюжеты — выцепленные кадры. Они сохраняют единство настроения и стиля.

По-разному можно полюбить творчество одного. В моем случае, эта симпатия больше человеческая. Денис был предельно открыт, настолько, насколько это возможно с журналистом, которого ты видишь впервые. И еще, у него очень вкусное печенье.

flickr
tumblr

Julia, Молодежный Смоленск


Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.