Главная » Культурная жизнь

«Музейный провал» РВИО в башне Громовой

28 сентября 2017 Нет комментариев

На этой неделе в культурной жизни Смоленска произошло весьма странное событие. Смолянам показали "реэкспозицию" музея в башни Громовой, к обновлению которого общественность готовили долго и основательно. Предстоящие перемены Российское военно-историческое общество (РВИО), взявшее башню в пользование, начало анонсировать еще в феврале. С 24 июля музей был закрыт и готовился предъявить смолянам новое, столичное качество музейных услуг. Ожидалось, что на открытие музея приедет сам министр культуры Владимир Мединский. Не приехал, и теперь понятно почему.

Смоляне стали свидетелями не только уничтожения одного из самых лучших музеев города и области, но и наглого очковтирательства, когда откровенную халтуру преподносят, как великое достижение. Наша редакция неоднократно обращала внимание общественности на готовящуюся аферу, которую затеяли некоторые смоленские чиновники от культуры под крылом губернатора и совместно с представителями РВИО. К сожалению, сбылись все наши худшие опасения.

Итак, в понедельник, 25 сентября, после двухмесячной "реэкспозиции" и громогласной рекламной кампании, состоялось открытие как бы обновленного музея в крепостной башне Громовая, которая теперь принадлежит Российскому военно-историческому обществу (РВИО).

Тут стоить напомнить о том, как смоленская крепостная башня оказалась в руках этой московской общественно-государственной организации. В конце ноября 2016 года министр культуры, председатель РВИО Владимир Мединский встретился со смоленским губернатором Алексеем Островским, чтобы обсудить открытие в Смоленске нового музея. Затем было озвучено, что РВИО намерено взять под свой контроль музей в Громовой башне, чтобы сделать там новую суперсовременную экспозицию. В результате, отреставрированную и приносящую доход Громовую башню, смоленские чинуши изъяли у смоленского музея-заповедника, и отдали столичному обществу в аренду на пять лет.

Московские мальчики и девочки из РВИО с большим самомнением решили показать всем замшелым смоленским музейным работникам мастер-класс, как надо делать музеи. Поэтому почти полгода на своих сайтах они рассказывали различные сказки о том, каким прекрасным станет музей в Громовой башне под их чутким и профессиональным руководством.

Исполнительный директор РВИО Владислав Кононов в своем интернет-блоге заявлял: мол, мы заберем под свою юрисдикцию башню Громовую, модернизируем экспозицию, и покажем, "что можно там сделать, если соединить лучшие умы (и смоленские, и столичные) с ресурсом военно-исторического общества". Аналогичные басни рассказывала и директор Музея военной истории РВИО Марина Назарова, которая хвалилась, что "уже готова научная концепция" новой и современной выставки в Громовой башне.

Затем в декабре 2016 года на сайте Российского военно-исторического общества был опубликован "проект" на одной страничке по созданию "новой музейной экспозиции" в Громовой башне. Проект так и называется "Новая Башня Громовая".

После прочтения этого немногословного "проекта" и объявленного "творческого конкурса" у смоленских историков и краеведов возникло много вопросов, а также появилось ощущение, что готовится какая-то афера. Ведь в этом "проекте" было написано то, что уже давно в музее существует и действует не один десяток лет. Причем без РВИО. Ощущение обмана усилилось, когда выяснилось, что никакого "творческого конкурса" не было проведено, так как нигде не сообщалось о его результатах. Кстати, теперь этой "проектно-творческой" страницы на сайте РВИО не существует.+

"В чем же роль РВИО? Скажите, в чем новации? Где новые идеи?", – задавали наивные вопросы смоленские историки и краеведы. Но вместо ответов московские квазиспециалисты подсовывали им всё новые и новые прожекты в духе Нью-Васюков. Вообще откровенного вранья вокруг якобы отремонтированной Громовой башни за последние полгода было немало. Например, утверждалось, что "что в обновленном музее появится много новых экспонатов, в том числе редкость, которая имеет отношение к истории времен Сигизмунда III", что будет сделан пандус для инвалидов, что на открытие приедет министр культуры и т.д.

И вот, наконец-то, настал долгожданный и торжественный день открытия обновленной суперсовременной музейной экспозиции в Громовой башне. И тут-то начались самые настоящие культурные и строительные "обломы". Сразу выяснилось, что обещанного инвалидного пандуса нет и в помине, и что Мединский смотреть на этот позор не приедет.

Дальше – еще веселее. Оказалось, что московские "специалисты" из РВИО так хорошо обновили музейную экспозицию, что в ней практически ничего не осталось. Если называть всё своими именами, то теперь в Громовой башне смотреть не на что.

Автор этих строк насчитал всего шесть (!) подлинных экспонатов, которые имеют хоть какое-то отношение к польско-российским войнам XVII века и к обороне Смоленска. И то, эти экспонаты арендованы РВИО у смоленского музея-заповедника. Остальное немногочисленное – мелкая бижутерия и мелкие предметы быта из частных коллекций, оружейный новодел, реконструкция одежды и советские бумажно-фанерные планшеты с исторической информацией. И всё

При этом сотрудники музея гордо утверждают, что настоящих экспонатов не 6, а 14. Господа, это, конечно, в корне меняет дело! Только почему-то во многих школьных музеях гораздо больше подлинных экспонатов, чем в обновленной Громовой башне.

А ведь в старом, не испохабленном РВИО музее "Смоленск – щит России", были коллекции действительно уникальных вещей XVII и XIX веков, настоящее оружие тех эпох, работала отличная выставка "Солдат 1812 года".

Теперь ничего этого нет. Хотя всем известно, что музей – это, прежде всего, экспонаты.

Откройте любой энциклопедический словарь, и вы узнаете, что "музей – это учреждение, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение". И раньше в башне так и было.

Теперь же, благодаря "специалистам" РВИО, в Громовой башне ничего этого нет, а, значит, нет и музея. Московские "специалисты" за короткий срок, но за большие деньги из полноценного исторического музея сварганили убогую выставку уровня сельского ДК. Гора родила мышь!

Особенно, конечно, позабавил разрекламированный старый (!) макет города и крепости, который в РВИО упорно называют "интерактивным". Мол, из старого неинтересного макета московские "специалисты" создали современный и технически усовершенствованный музейный объект

"Интерактивность" этого 30-летнего макета состоит в том, что теперь на нём появились три кнопочки – "Огни", "Звон" и "Дым". Если на них нажимать, то на макете в домиках зажигаются огни, раздается колокольный звон, а из печей идёт дым. Это, конечно, техническая революция и новое слово в музейном деле! Теперь в музей повалит народ, чтобы увидеть это чудо техники XXI века!

Вот только нечто подобное автор этих строк видел почти 50 лет назад. В моем детском садике в конце 60-х годов был даже более крутой "интерактивный" макет – "Избушка на курьих ножках", где не только загорался огонёк в печке и шел дым из неё, но и ухала сова, а сама избушка поворачивалась к зрителям задом.

Другой широко разрекламированный "специалистами" современный компьютерный музейный гаджет – очки виртуальной реальности – имеется в одном экземпляре и его пока не дают посетителям, так как боятся за его сохранность и работоспособность. Впрочем, сама идея придти в музей, чтобы в электронных очках пялиться на плохую компьютерную графику вместо того, чтобы рассматривать настоящие древние вещи, показывает уровень профессионализма "специалистов" из РВИО.

Да, чуть не забыл – еще одно суперсовременное столичное музейное ноу-хау – аудиогид! Посетителю Громовой башни этот индивидуальный звуковой экскурсовод обойдется в 200 рублей помимо 100 рублей за вход. Интересно, как часто смоляне и гости города будут пользоваться этим новшеством?

А вот шатер в Громовой башне так никто и не починил, хотя сделали его ночную подсветку. И в шатре по-прежнему зияют многочисленные дыры, символизирующие дыры в сознании "специалистов" из РВИО.

Итак, подводя промежуточный итог, давайте посмотрим, что же было реально сделано "специалистами" РВИО в башне Громовая.

Возле башни уложена новая тротуарная плитка и установлена каменная плита с названием башен крепостной стены, сделана подсветка дырявого башенного шатра (дыры в крыше, естественно, никто не заделал), изменили форму кассового киоска на первом этаже, поставили на втором этаже тумбу с компьютерным тестом по истории, добавили три "интерактивные" кнопки на старом макете города и крепости, поставили бумажно-фанерные планшеты с исторической информацией, закупили аудиогиды, купили очки виртуальной реальности и убрали практически все аутентичные экспонаты XVII и XIX веков. В общем, ежели РВИО и дальше продолжит подобную деятельность в Смоленске, то скоро в нашем городе не останется ни одного полноценного музея.

И вот тут возникает множество вопросов. Сколько денег и откуда было потрачено на это очковтирательство? Неужели нельзя было эти деньги передать смоленскому музею-заповеднику, чтобы он сделал более качественную реконструкцию? Зачем ради этой убогой халтуры потребовалось уничтожать полноценный исторический музей, который приносил прибыль?

Кому пришла в голову идея забрать у смоленского музея-заповедника популярный музей, чтобы передать его структуре, которая, как выясняется, ничего не понимает в музейном деле? И не потому ли первый директор "обновленного" музея М.Н. Кузьмин сбежал со своей хлебной должности, не дождавшись открытия "экспозиции", так как почувствовал неизбежность прокурорской проверки? И кто теперь будет за всё это отвечать?

Смоленская Народная газета.


Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.