Главная » Культурная жизнь

Матч жизни в Смоленске

3 мая 2012 Нет комментариев

1 мая на российские экраны вышел фильм Андрея Малюкова «Матч» - героико-историческая драма о футбольном матче советских футболистов и сборной люфтваффе «Flakelf», состоявшемся 70 лет назад в Киеве 9 августа 1942 года. Через неделю после «матча смерти» футболисты команды «Старт», в состав которой вошли игроки довоенного киевского «Динамо», были расстреляны в Бабьем Яру. По другим данным, отправлены в газовую камеру.Единственный минус патриотичного «Матча», который решительно гасит высокий эмоциональный градус фильма, - слащавая lovestory Раневича и Анны (Елизавета Боярская), замужней дамы, спасшей возлюбленного от неминуемой смерти в концлагере для советских военнопленных. Именно вокруг этой альковной истории и закручены фабульные линии героического поединка «динамовцев» и фашисткой команды. Создателей картины можно понять -  без «клубнички» и возбуждающего эротические фантазии «оживляжа» картину в прокат не возьмут. Сцена стриптиза, который Анна, довольно неловко стаскивая с себя шелковее белье, исполняет буквально на второй минуте фильма, наверняка заставит бежать быстрее  кровь по венам у зрителей-мужчин. Точно так же, как и аппетитные подробности неглиже начала 40-х у Екатерины Климовой… Впрочем, перехлеста нет. Эти эпизоды, по нынешним меркам, целомудренны и   невинны. Мелодрама, искусно вплетенная в венок памяти подвига, совершенного советскими футболистами, по контрасту  оттеняет трагедию Бабьего Яра и массовые убийства пленных бойцов в Дарнице, сглаживает акварельно - приторной нежностью повседневные ужасы оккупации в Киеве.  В противном случае женская аудитория, привлеченная любовным тандемом Безруков-Боярская, устанет лить обильные слезы по поводу уничтоженных евреев, тела которых были уложены практичными наци в 60 слоев в овраге Бабьего Яра, и хлынет из практически пустого кинозала. Хотя как не разрыдаться, когда на экране «на пробу» расстреливают пациентов психиатрической клиники? Но… Зритель, подсаженный на поп-корн и жаждущий масштабных экранных зрелищ, не хочет «лузгать» отечественные семечки и плакать. Ему больше не интересна история своего народа и его подвиги. Зрителю нужны спецэффекты, а в «Матче» спецэффектов нет. И шокирующих, жареных фактов,  основанных на «реальных» событиях, тоже. Это же не «Сволочи», а «матч смерти», разыгранный со счетом 5:3 в пользу «Старта».  История, ставшая легендой.  У футболистов был выбор – проиграть и выжить, однако они предпочли победу и последовавшее за ней бессмертие. Они не умели сражаться в бою и выбрали другой способ борьбы с откормленными, уверенными в своем превосходстве оккупантами, потому что футбол всегда был больше, чем просто спорт. Как не кощунственно это звучит, но не арийцы, а спортсмены «Старта» показали «триумф воли» русской нации. Вернее, непобедимую силу духа многонационального советского народа.   Создатели фильма не претендуют на его историческую достоверность,  окутав события на футбольном поле героико-романтическим флером. Никто не может отнять у художника право на вымысел. Да и фамилия вратаря Коли Раневича на самом деле звучала иначе – Трусевич. Но так ли это важно на самом деле? Все равно мы уже не помним имена своих героев. Наша задача в том, чтобы вспомнить, узнать о них как можно больше, чтобы этот список был максимально полон. Мы должны пропагандировать их деяния и гордиться ими, называть их именами улицы, снимать о них кино.  По идее, должны. Но сегодня важна не идея и долг, а – бизнес.«Матч» - фильм патриотичный, бьющий по нервам, настоящий во всех смыслах,  но вся беда в том, что его тоже нужно… продать, - поделился своими переживаниями Сергей Безруков на телемосте, приуроченном ко Дню российского кино и открытию IV кинофестиваля «Золотой Феникс». -  Нам с большим трудом удалось убедить прокатчиков взять эту картину. Звучит кощунственно.  Как продать историю борьбы героического киевского «Динамо» с фашистскими захватчиками?! Продать историю подвига?».Судя по пустоте в зале «Современника», «Матч» продать не удалось. По крайней мере, в Смоленске. И в смоленских школах портреты героев уже никто развешивать не станет - школьники не валили стройными и организованными рядами на просмотр фильма, на утренний сеанс на второй день показа «Матча» не пришел ни один зритель. Кроме меня.  «Матч» был сорван…

Анастасия Петракова, Рабочий путь


Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.