Главная » Культурная жизнь

Матч жизни в Смоленске

3 мая 2012 Нет комментариев

1 мая на российские экраны вышел фильм Андрея Малюкова «Матч» - героико-историческая драма о футбольном матче советских футболистов и сборной люфтваффе «Flakelf», состоявшемся 70 лет назад в Киеве 9 августа 1942 года. Через неделю после «матча смерти» футболисты команды «Старт», в состав которой вошли игроки довоенного киевского «Динамо», были расстреляны в Бабьем Яру. По другим данным, отправлены в газовую камеру.Единственный минус патриотичного «Матча», который решительно гасит высокий эмоциональный градус фильма, - слащавая lovestory Раневича и Анны (Елизавета Боярская), замужней дамы, спасшей возлюбленного от неминуемой смерти в концлагере для советских военнопленных. Именно вокруг этой альковной истории и закручены фабульные линии героического поединка «динамовцев» и фашисткой команды. Создателей картины можно понять -  без «клубнички» и возбуждающего эротические фантазии «оживляжа» картину в прокат не возьмут. Сцена стриптиза, который Анна, довольно неловко стаскивая с себя шелковее белье, исполняет буквально на второй минуте фильма, наверняка заставит бежать быстрее  кровь по венам у зрителей-мужчин. Точно так же, как и аппетитные подробности неглиже начала 40-х у Екатерины Климовой… Впрочем, перехлеста нет. Эти эпизоды, по нынешним меркам, целомудренны и   невинны. Мелодрама, искусно вплетенная в венок памяти подвига, совершенного советскими футболистами, по контрасту  оттеняет трагедию Бабьего Яра и массовые убийства пленных бойцов в Дарнице, сглаживает акварельно - приторной нежностью повседневные ужасы оккупации в Киеве.  В противном случае женская аудитория, привлеченная любовным тандемом Безруков-Боярская, устанет лить обильные слезы по поводу уничтоженных евреев, тела которых были уложены практичными наци в 60 слоев в овраге Бабьего Яра, и хлынет из практически пустого кинозала. Хотя как не разрыдаться, когда на экране «на пробу» расстреливают пациентов психиатрической клиники? Но… Зритель, подсаженный на поп-корн и жаждущий масштабных экранных зрелищ, не хочет «лузгать» отечественные семечки и плакать. Ему больше не интересна история своего народа и его подвиги. Зрителю нужны спецэффекты, а в «Матче» спецэффектов нет. И шокирующих, жареных фактов,  основанных на «реальных» событиях, тоже. Это же не «Сволочи», а «матч смерти», разыгранный со счетом 5:3 в пользу «Старта».  История, ставшая легендой.  У футболистов был выбор – проиграть и выжить, однако они предпочли победу и последовавшее за ней бессмертие. Они не умели сражаться в бою и выбрали другой способ борьбы с откормленными, уверенными в своем превосходстве оккупантами, потому что футбол всегда был больше, чем просто спорт. Как не кощунственно это звучит, но не арийцы, а спортсмены «Старта» показали «триумф воли» русской нации. Вернее, непобедимую силу духа многонационального советского народа.   Создатели фильма не претендуют на его историческую достоверность,  окутав события на футбольном поле героико-романтическим флером. Никто не может отнять у художника право на вымысел. Да и фамилия вратаря Коли Раневича на самом деле звучала иначе – Трусевич. Но так ли это важно на самом деле? Все равно мы уже не помним имена своих героев. Наша задача в том, чтобы вспомнить, узнать о них как можно больше, чтобы этот список был максимально полон. Мы должны пропагандировать их деяния и гордиться ими, называть их именами улицы, снимать о них кино.  По идее, должны. Но сегодня важна не идея и долг, а – бизнес.«Матч» - фильм патриотичный, бьющий по нервам, настоящий во всех смыслах,  но вся беда в том, что его тоже нужно… продать, - поделился своими переживаниями Сергей Безруков на телемосте, приуроченном ко Дню российского кино и открытию IV кинофестиваля «Золотой Феникс». -  Нам с большим трудом удалось убедить прокатчиков взять эту картину. Звучит кощунственно.  Как продать историю борьбы героического киевского «Динамо» с фашистскими захватчиками?! Продать историю подвига?».Судя по пустоте в зале «Современника», «Матч» продать не удалось. По крайней мере, в Смоленске. И в смоленских школах портреты героев уже никто развешивать не станет - школьники не валили стройными и организованными рядами на просмотр фильма, на утренний сеанс на второй день показа «Матча» не пришел ни один зритель. Кроме меня.  «Матч» был сорван…

Анастасия Петракова, Рабочий путь


Читайте также

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Следите за нами в Twitter